In English
 

Студия художественного движения

Публикации

Художественное движение как одно из слагаемых Формирования эстетической культуры

Художественное образование, формирование эстетической культуры детей зависит от создания вокруг ребенка широкой эстетически организованной среды, одухотворенной искусством и способствующей его духовному развитию.

Занятия движением, обучение музыке, изобразительному искусству, литературе должны помочь детям более целостному восприятию окружающего мира, выражению своих впечатлений в краске, слове, звуке, движении.

«Если душа ребенка, подростка, юноши не соприкасается постоянно с классической музыкой, со всем великим гуманистическим искусством, она черствеет, ожесточается, и в конце концов не способна чувствовать и сочувствовать, сострадать.» ( Д.Б. Кабалевский).

И. Грабарь писал в «Истории русского искусства»: «Те великие, поистине вечные начала, которые даны нам классикой, не раз уже спасали человечество от застоя, не раз выводили его из глухих тупиков, из мрачных и затхлых помещений на свет и простор. И не может быть сомнения в том, что много раз еще суждено миру возвращаться назад, чтобы в сокровищнице древней красоты черпать силы для нового движения вперёд».

Музыка и движение универсальное средство эстетического и нравственного воспитания ребенка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка помогает запомнить движение. Это постепенно воспитывает у детей любовь к музыке, чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус.

Развитие художественного вкуса ребенка начинается со знакомства с классической музыкой. Движение становится выражением художественного образа, запечатленного в музыке. На важность соединения воедино этих двух искусств указывал еще Р. Вагнер в статье «Искусство будущего»: «Исходной точкой... подъема всеобщего единого искусства будущего будет то, что служит основанием для всякого истинного искусства: пластическое движение тела, представленное музыкальным ритмом».

З анятия художественным движением воспитывают у ребенка музыкально-двигательную культуру, дают ему необходимые двигательные навыки, но главное — увлекают, заинтересовывают музыкой, дают возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальному ритму. Это будет способствовать гармоническому развитию души и тела ребенка. Только с детства можно решить проблему эстетически нравственного воспитания. Нельзя забывать, что всякую культуру надо прививать с самого раннего детства. Только в детстве можно приучить человека ко всему хорошему, в том числе можно воспитать и правильные художественные запросы и эстетические вкусы. У детей ещё нет иммунитета к плохому.

Доказана тесная связь координированности и активности движений ребенка с развитием самых различных психических качеств личности, и эта связь, в известной мере, может выступить одним из показателей развитости эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка, становится залогом его творческих успехов в художественной деятельности. По активности движений ребёнка судят о развитии других сторон личности, в частности, психики.

Наиболее высокий уровень развития гимнастика получила в древней Греции, где ценилось её воспитательное значение. Обучение гимнастике начиналось вместе с мусическим, начиная с детства. Платон обосновывает необходимость одновременного мусического и гимнастического образования тем, что в этих условиях достигается гармоническое развитие как душевных, так и телесных сил. Воспитывают не душу, не тело, а человека.

Но не все дети настолько владеют своим телом, чтобы свое эмоциональное переживание, вызванное музыкой, выразить в художественном движении, тело ребенка не всегда его слушается. Ребёнок не ответственен за те физические и умственные способности, которые даны ему самой природой. Это данность, с которой педагогу приходится считаться, как с чем-то неизбежным. Осознанное движение, рожденное как адекватное воплощение музыкального образа, усиливает эмоциональное переживание содержания музыки, а значит и ее воздействие на детей.

***

Остановимся на методах преподавания художественного движения, которые составляют наследие известного педагога, создательницы школы движения Людмилы Николаевны Алексеевой, творчество которой оказало влияние на развитие искусства танца, пластики, физической культуры.

После успешных гастролей Айседоры Дункан в Европе и Америке появилось множество школ «свободного танца». Разными путями они стремились к гармоническому развитию человека, его физическому совершенству и духовной красоте. Однако, этот процесс имел свою предысторию.

Возникновение новых гимнастических систем, «нового танца» связано с именем французского оперного певца Франсуа Дельсарта (1811-1871). В своей книге «Искусство и жест» С. Волконский писал: «Его можно назвать основателем науки о телесной выразительности. Он установил связь между эмоциональным состоянием человека и телодвижением». Дельсарт занимался анализом выразительности положений тела и жестов. Его идеи породили ряд гимнастических школ, занимающихся естественным, гармоническим воспитанием человеческого тела. Он и его последователи видели основу движения в его естественной природе, стремились сочетать гимнастические упражнения с музыкой, т.е. соединить гимнастику и искусство. Дельсартианские школы положили начало новой культуре движения.

Большой вклад в научное обоснование занятий гимнастикой внес Ж. Демени (1850-1917). Взамен аналитичности упражнений он ввел синтетические упражнения, где одно движение естественным образом вытекало из другого.

Не менее значительное влияние на эти школы оказала ритмическая гимнастика Жака Далькроза (1865-1950). Она способствовала не только развитию музыкального слуха, но и «мышечного чувства» ритма. В 1911 году под Дрезденом, в Хеллерау открывается его школа. Далькроз считал, что в основе всего лежит ритм, поэтому нужно в первую очередь развивать ритмическую культуру, ритмическое чувство. В отличие от Дельсарта, у которого законы движения вытекают из выразительности самого движения, у Далькроза движения в пространстве возможны только в соответствии с развитием способности к восприятию последовательности движения во времени. Для этого необходимо, во-первых, чтобы мышцы и нервная система были приучены к воспроизведению всякого ритмического движения; во-вторых, чтобы ухо было способно правильно воспринимать музыку, дающую импульс этому движению.

Разрабатывая свою гимнастику, Далькроз натолкнулся на серьезное препятствие - сопротивление тела... Надо было преодолеть это сопротивление, создать гимнастику для развития тела, сделать тело носителем воли, выразителем чувств человека.

Наиболее ярким представителем поисков в области новой культуры движения была Айседора Дункан (1877-1927). Ее искусство явилось своеобразным обобщением всего того, что было достигнуто предшественниками. Она хотела создать в Москве Школу, где танец был бы средством художественно-физического воспитания детей. По ее убеждению, учась двигаться в согласии с мелодиями Шуберта и Моцарта, дети приобретают вкус к этой музыке и начинают понимать различие между высокой и посредственной музыкой. Она много сделала для воплощения своей идеи в жизнь, но реального фундамента для дальнейшего её существования не заложила.

Л. Н. Алексеева явилась одним из тех, кто продолжил творческий поиск в этой области.

Людмила Николаевна. Алексеева (1890-1964) всю свою жизнь посвятила разработке и совершенствованию методики преподавания движения для женщин и детей. Будучи яркой личностью, обладая огромной эрудицией, она учила не только движению, но особому радостному мироощущению - ощущению свободы, красоты, значимости в этом мире. Её творчество оказало большое влияние на развитие искусства танца, пластики и физической культуры.

По рекомендации Голубкиной, выдающегося нашего скульптора, в 1911 году Алексеева поступает в «Московские классы пластики», Э. И. Рабенек (1880-1944) * . Она участвует в ряде выступлений как в России, так и за рубежом (Лондон, Берлин, Мюнхен, Нюрнберг, Будапешт), одновременно учится на историко-философском факультете Высших женских курсов. Свое внимание на преподавании Л. Н. Алексеева сосредоточила после ухода от Э. И. Рабенек, когда создала свою студию – «Студию гармонической гимнастики и танца».

Одна из лучших учениц Рабенек Людмила Николаевна Алексеева в 1913 году начинает самостоятельную педагогическую и режиссерскую деятельность. Она всю свою жизнь посвятила разработке и совершенствованию собственной методики преподавания гимнастики для женщин и детей.

Вот что писала сама Л. Н. Алексеева о воздействии музыки на учеников: «Подбор музыки из числа несложных, но высокохудожественных этюдов и пьес, органическая связь их с движением, определяемая тем, что каждое упражнение сочиняется на специально выбранный для него музыкальный этюд или отрывок, - все это делает музыку не просто ритмо-звуковым добавлением к гимнастике, но одним из важных слагаемых упомянутого выше комплекса». Этюды Алексеевой как раз являют собой пример «органической связи музыки и движения», адекватного «перевода» языка звуков на язык движения. Этот перевод всегда является маленькой тайной, Тайной является и сама музыка, легшая в основу этюда.

Л. Н. Алексеева подчеркивала: «… с того момента, как выбрано то или другое музыкальное произведение, подходящее для нашего гимнастического замысла, мы считаем совершенно необходимым подчинить все переходы и изменения движений в гимнастическом этюде всем мелодическим и ритмическим вариациям избранной музыки. Такое органическое слияние движений и музыки, которое мы назвали бы «ритмической гармонией», совершенно необходимо для того, чтобы гимнастические упражнения превращались в маленькие произведения искусства, могущие сами по себе давать художественное удовлетворение занимающимся».

Раскрывая сущность «ритмической гармонии», замечательный педагог говорила, что это не простое совпадение музыки и движений по счету и некоторому сходству характера движений и музыки. «Ритмическая гармония» осуществляется тогда, когда движения как бы «вытекают» из музыки, становясь своего рода формой самой музыкальной интонации. Но такое слияние слышимой мелодии и видимого узора движений может иметь место, повторяем, только в том случае, если тренировочные этюды с самого начала составляются в соответствии с той музыкой, которая выбирается для них. Только в таком случае может осуществиться эта «ритмическая гармония», при которой «музыка является не просто аккомпанементом, но той основой узора движений, ни одной нити из которой нельзя выдернуть, чтобы не испортить всей ткани этюда. И, вероятно, именно эта неразрывная связь между гимнастикой и музыкой дает глубокое художественное удовлетворение занимающимся, быть может, тем, что в этом случае музыка воздействует не только на слух и чувства человека, но через движения активно охватывает все его психофизическое существо».

Чтобы увлечь и заинтересовать, или «приохотить», как говорил Д. Б. Кабалевский, занятиями движением необходимо найти приёмы, способствующие созданию на занятиях атмосферы увлеченности, когда дети занимаются художественным движением не по принуждению и не во исполнение команды взрослого, а потому, что это интересно самому ребенку. Ребёнок открыт для восприятия, поэтому большую роль играет интерес ребёнка. Для этого в методику проведения занятий вводится разговорно-игровой метод, позволяющий естественному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движения и помогающий ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом. Выразительная разговорная речь, будучи очень тесно связанной с движением (жестом) и с музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который накрепко связывает движение и музыку. Приучаясь к чёткости в передаче разнообразия ритмических форм и рисунков, ребёнок развивает свою ритмичность, то есть, совершенствует свои психофизические свойства, и главное для маленького ребёнка, активность внимания.

. Л. Алексеева обыгрывает буквально каждое упражнение. Например, потягивание можно связать с «перевоплощением» в высокого жирафа, дыхательные упражнения — с порхающими бабочками, расправляющими свои крылья орлами, раскрытием цветка – «Тюльпан»... Поскоки — это пляшут поросята. прыгают мячики, лягушки. «Медвежата в клетке» — движение зверюшек, пытающиеся выбраться в лес к маме. «Детская охота», «Дикая девочка», «Тигры», «Парашюты», «Мотоциклы», «Велосипеды» — динамические упражнения по кругу (бег, галоп с различными игровыми «сверхзадачами»).

Сначала все упражнения идут с несложным музыкальным сопровождением, чтобы дети смогли схватить ритм, впоследствии сопровождение может усложняться и фактурно, и ритмически.

«Помимо чисто методической стороны урока, следует указать еще на одну, которой мы придаем очень большое значение — увлеченность самого педагога в проведении занятий. Его актерский нерв, острота его глаза, внимание и любовь не только к своему делу, но и к ученикам несомненно способствуют тому общему подъему на уроках, той атмосфере радости и веселья, которые так заражают детей и делают столь привлекательными для них занятия гимнастикой!.. Однако, нам думается, что движение, особенно поданное в живой и увлекательной форме, не может не способствовать в определенной степени этой важнейшей задаче — формированию тела ребенка и нормальному развитию его физических сил и способностей. Вероятно также, что занятия гимнастикой нашего стиля дают большие результаты, чем обычная школьная гимнастика, ввиду все той же истины, что здоровая и вкусная пища полезнее здоровой, но не вкусной.

Яснее заметно влияние нашей гимнастики на психику ребенка. Часто бывает, что на уроки нашей гимнастики приходят дети физически слабые и в силу этого застенчивые и робкие, отсталые в развитии, болезненно самолюбивые, дети с заторможенной психикой и т.д. Поначалу очень трудно бывает привлечь их к занятиям. Сплошь и рядом такие дети приходят на урок, но не становятся на ковер, а, подталкиваемые на него насильно родителями, с плачем бросаются обратно, и, кажется, нет никаких сил заставить их заниматься. А ведь им это как раз нужнее всего! Однако, именно здесь ясно видно, какой сильной приманкой для детей является тот игровой метод, которому мы следуем в своих занятиях. Застенчивый ребенок, хотя и не становится в ряды занимающихся, но все же вновь и вновь приходит, просиживая весь урок на коленях у матери или отца ( видно, ему нравится происходящее в зале), в конце концов решается принять участие в общем веселье. И вот тут чутьё и такт педагога приходит такому ребенку на помощь. Если после третьего или четвертого посещения он все-таки займёт свое место на площадке и решится сделать какое-либо упражнение, педагог должен тут же вслух отметить его удачу и похвалить его. На следующий урок он идет уже более смело и, в конечном счете, чувствуя себя ни в чем не хуже других, постепенно как бы раскрывается, делается всё более общительным и, спустя некоторое время становится полноправным членом детского гимнастического коллектива.

Характер упражнений и сами уроки довольно сильно меняются в зависимости от возраста занимающихся. Одно и то же гимнастическое упражнение обыгрывается самыми разными способами, допускающими воссоздание самых разных художественных образов. Движение становится выражением художественного образа наряду с музыкой...

Слушая на занятиях классические образцы музыки, дети начинают замечать её по радио и телевидению. Приходя на занятия, иногда говорят: «Вот вчера мы слышали н а ш у музыку». Так что вовсе не безобидно, к а к а я музыка подбирается для физических упражнений, а уж тем более для детских занятий. Очень многое зависит и от аккомпаниатора, от того, к а к он исполнит то или иное музыкальное произведение, ибо мы придаем своему движению тот характер, который слышим в музыке.

Самое трудное — заниматься с маленькими детьми. Их очень сложно подключить к занятиям, включить их в действо. Большей частью дети озабочены тем, чтобы не «опозориться», не получить замечаение педагога, но никак не тем, чтобы, получить удовольствие от занятий, пусть даже что-то и не выходит сначала, самокритично рассмеяться. Поэтому на педагога возлагается большая ответственность: заинтересовать, расшевелить, сделать детские занятия раскрепощенными. К концу учебного года родители замечают, как изменились дети: ожили, раскрепостились, занимаются с удовольствием, даже дают «заявки» на любимые упражнения. Они чувствуют, что обстановка на уроках доброжелательная, преподаватель добр и не ругает за то, что не все получается, и — самое главное — дети полностью включаются в занятия. Но происходит это, конечно, у всех по-разному. Одни схватывают движения быстрее, другие медленнее, долго не могут что-то понять, сделать самостоятельно. Но это уже не мешает никому получать удовольствие от самого занятия. Как говорят родители, дети с нетерпением ждут следующего урока.

Занятия художественным движением направлены на то, чтобы активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навыки осознанного отношения к музыке. Занимаясь художественным движением дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее ритма, темпа, образа. заложенного в музыкальном произведении. Если для дошкольников и младших школьников важным является игровой момент в занятиях, то для более старших детей разработаны упражнения, где усилена художественная основа занятий за счет привлечения классической музыки. Имея подробное описание упражнений, педагог может направлять двигательную активность детей, вызванную музыкой, в нужное русло. Каждый ребенок двигается в меру своих способностей, и задача педагога сделать движение детей сливаемым с музыкой, т.е. развить в процессе занятий двигательные навыки, помогающие ученику передать в движении услышанную музыку. Это позволяет развивать общую музыкальность и чувство ритма.

Воздействие музыки на учеников определяется подбором музыки из числа несложных, но высокохудожественных этюдов и пьес, и органической связью музыки с движением, определяемой тем, что каждое упражнение сочиняется на специально выбранный для него музыкальный этюд или фрагмент.

Надо обязательно следить за вниманием детей к музыке, что в известной степени улучшает музыкальный слух.

В начале движения должны быть просты и естественны — это ходьба, бег, прыжки, наклоны, повороты, простейшие танцевальные упражнения, движения подражательные и изобразительные (повадки зверей и птиц, человеческая деятельность, природа). Некоторым на первых порах мешает психическая и физическая заторможенность, плохая координация движений, но в процессе занятий все это постепенно снимается.

Упражнения подбираются так, чтобы они равномерно развивали тело. На уроках много бега, прыжков, ритмически-танцевальных упражнений. Выполнение упражнений в «естественной форме» дает «гармоничность облика и благородную простоту движений». Упражнениям в естественной форме движения соответствует широкая амплитуда, непрерывность, текучесть, движения без остановки.

Очень важно постепенное продвижение вперед по ступеням познания: от простого — к сложному, от малых нагрузок к максимальным. Но каждый занимается на своей ступеньке и продвигается вперед постепенно в меру своих физических возможностей и способностей. Трудные и сильные комбинации движений требуют сознательной гармонии движений и более тонких мышечных ощущений. Это способствует гармоническому развитию детей, привитию им основ музыкально-двигательной культуры, воспитанию заинтересованного и сознательного отношения к движению сообразно музыкальному образу. Упражнения осваиваются от занятия к занятию. Навыки приходят постепенно. Чем свободнее дети двигаются, тем легче они отвечают движением на музыку, они больше вслушиваются в музыку.

На занятия приходят дети разной физической и психической подготовки. Одним надо долго накапливать знания. Накопление может проходить не один год, и не два, и только на третий, а иногда и позднее происходит отдача всего того, что накопилось внутри, переработалось и теперь легко и свободно, с желанием начинают заниматься. Есть другой тип детей, которым сразу дается все легко и, кажется, никаких трудностей для них не существует. Делается все без глубокого проникновения в сущность того, что делается. И это поверхностное отношение, легкое отношение к упражнению не дает того глубокого накопления знаний, какое можно наблюдать у первых занимающихся. Показательно, что через некоторое время они оказываются в отстающих.

Для подростков уже большое значение придается самому музыкальному этюду. Музыкальное сопровождение уже усложняется. Воздействие музыки на учеников определяется подбором музыки из числа высокохудожественных этюдов и пьес, органической связью музыки с движением, определяемой тем, что каждое упражнение сочиняется на специально выбранный для него музыкальный фрагмент или этюд.

В возрасте 3-4 лет происходит формирование музыкально-ритмических умений и навыков. Развивается детское восприятие, воображение, отзывчивость на музыку. Но внимание ещё неустойчиво. Дети в этом возрасте легко возбуждаются и быстро устают. Поэтому занятия длятся не более 15-20 минут. Дети 5-6 лет уже более собраны, более внимательны, уже чувствуют ритм. И нагрузка на занятиях должна быть более сильной. Игры в дошкольном возрасте являются имитационными, то есть подражательными. Игра, её организация – ключ в воспитании ребёнка. В игре формируются многие особенности личности ребёнка. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей, и постепенно поднимает этот «потолок» всё выше и выше.

Самые легкие начальные упражнения и этюды должны представлять собой и восприниматься ребенком как законченный «художественно-смысловой образ», а не простое механическое «сцепление» различных движений, которые он бездумно повторяет. При разговорно-игровом методе возникает «триединство», где речь, движение (жест) и музыкальная интонация взаимно дополняют друг друга, собираясь в восприятии ребенка в целостный многосторонний образ.

Конечно, характер занятий, как и характер и направленность упражнений и этюдов зависит от возраста детей (группы) и от степени постижения ими музыки и движения. Цель занятий научить ребёнка владеть своими движениями и производить их с возможно большей ловкостью.

Выполнение этого зависит от педагога, который, по выражению Л. Н. Алексеевой, должен быть «режиссером радости», а его психологическая связь с классом, группой сродни «контакту с аудиторией», который так хорошо известен актерам и ораторам. При этом, из всех качеств, которыми должен обладать педагог, особо следует выделить увлеченность самого педагога, свободное общение которого с детьми строится на принципах сотворчества, содружества и заинтересованного отношения к своему делу. Это способствует тому общему подъему на уроках, той атмосфере радости и веселья, которые заражают детей положительными эмоциями и делают столь привлекательными для них занятия движением.

В 1934 году директор московского Дома учёных, бывшая актриса МХАТа М. Ф. Андреева, пригласила Л. Н. Алексееву на работу в Дом учёных, где она и проработала до конца своей жизни.

Деятельность Л. Н. Алексеевой осуществлялась в четырех направлениях:

1) занятия с женщинами;

2) занятия с детьми игровой гимнастикой;

3) работа с детьми, больными костным туберкулезом;

4) занятия со специальной группой, где она создавала новые упражнения и этюды искусства движения.

Какие же отличительные черты, основные положения можно выделить в системе преподавания художественного движения по методу Л. Алексеевой:

- подбор упражнений, ставящих целью гармоническое развитие тела;

- естественная форма движения;

- особая обработка упражнений;

- метод проведения занятий.

Во-первых, подбор упражнений, гармонически развивающих детей, т. е. равномерно и соразмерно «прорабатывающих» все их тело. Отсутствие какого-либо акцента на усиленном развитии той или иной группы мышц приводит к гармоническому развитию облика занимающегося. На уроках много бега, прыжков, ритмически-танцевальных упражнений.

Во-вторых, Алексеева всегда отмечала, что «...для привлекательности внешнего облика имеет значение и стиль выполнения движений». Потому занимающихся с самых первых занятий приучают к выполнению упражнений в естественной форме движения, и естественная форма выступает как способ выполнения движения.

В-третьих, большое внимание обращается на эмоциональную насыщенность занятий, которая достигается как особой подачей упражнений, так и методом проведения занятий.

Используя обычные упражнения общеразвивающего характера, Алексеева превращает их в законченные, органически сочетающиеся с музыкой этюды различной трудности, которые сами по себе дают художественную радость и удовольствие. Алексеева обыгрывает буквально каждое упражнение. Например, общеразогревающее упражнение «Стирка» состоит из иммитации движений, сопутствующих колке дров, стирке белья, полосканию белья в ручье (мягкие махи корпуса в наклоне вперед), отжиманию, развешиванию белья. «Ох, как высоко веревка! Подпрыгнем и развесим на ней простыню. А чтобы не было морщинок на ней, расправим простыню на веревке, поднимаясь на полупальцах. А теперь повесим наволочку, полотенце, трусики, маечку (ритм прыжков и приседаний увеличивается). А сколько носовых платочков! Вешаем платки (быстрое приседание - взять, подпрыгнуть - повесить)». Ритм движений учащается, темп продвигается вперед сообразно всем этапам этого процесса.

Упражнение для отдыха – «Пальма» (напряжение и расслабление рук). «Выросла пальма большая, стройная (вытянуть руку вверх), но вдруг увядают листья (расслабляются и падают пальцы и кисть), ветви (рука повисает в локте), наконец, увядает вся пальма (рука падает мягко вниз)».

Для овладения искусством движения совсем не обязательно стремиться к разучиванию отдельных гимнастических и танцевальных элементов. Весь материал скомпонован в ряд художественно обработанных этюдов, содержание которых выражается одним или несколькими элементами при возможном доминировании одного из них. Например, существуют упражнения, развивающие танцевальность, гибкость, устойчивость, или слитность движений. В каждом таком разделе программы имеется несколько упражнений, близких по содержанию, что позволяет варьировать материал, давая на одну и ту же «общую гимнастическую тему» различные комбинации элементов (этюдов). Этим поддерживается неизменный интерес к занятиям. Учеников должны привлекать сами занятия как таковые, а не желание возможно скорее изучить в совершенстве отдельные танцевальные и гимнастические движения, или связки отдельных элементов.

Занятия художественным движением проводятся в яркой, увлекательной форме общения детей с музыкой и друг с другом. Но для педагога - это стройная продуманная схема урока, драматургия которой строится на контрастах: силовые упражнения сменяются «мягкими», спокойными, за упражнениями на напряжение каких-либо групп мышц следуют этюды на их расслабление и т.д.

Атмосфера на уроке - свободное общение педагога с учениками и, непременно, шутка, юмор, смех. Важно создать на уроках атмосферу творчества, в которой каждый ребенок смог бы раскрыть себя.

В первый год занятий художественным движением надо уделить самое большое внимание развитию координации. Если нет координации, то нельзя, невозможно что-либо сделать с движением. Лучше всего развивает координацию с самого раннего детства – это работа со скакалкой и мячом. Упражнения со скакалкой очень важны для ребёнка. Обычно ребёнок не умеющий прыгать одновременно машет скакалкой и прыгает, т.е. не обладает координацией. Сначала надо махнуть скакалкой вперёд, посмотреть на неё, и перепрыгнуть. При этом руки надо держать в стороны, а не вниз, как это обычно делают новички. Если будут скоординированы эти движения, то постепенно махи и перепрыгивания будут учащаться и перейдут в прыжки. Конечно, это будет происходить для каждого ребёнка индивидуально. Если ребёнок научился прыгать на двух ногах, то теперь надо проследить, чтобы он не сгибал ноги, и тянул носки.

Для многих детей является проблемой не только поймать мяч, но и бросить его вверх перед собой. Надо сосредоточить внимание детей на мяче, не смотреть по сторонам, на учителя, как многие дети делают вначале, а смотреть только на мяч. Когда маленькие дети научатся бросать и ловить свой мяч, можно разбить группу на пары, и перекидывать друг другу сначала один мяч, а потом и два – каждый кидает свой мяч. Как только научились кидать и ловить большой мяч, можно перейти на теннисный.

Чувство ритма важная составляющая для мироощущения. Развитие чувства ритма начинается с ходьбы и ритмического бега. Ходьба – сложное упражнение для детей. Во-первых, надо идти с левой ноги, выдерживая ритм и темп музыки. Для этого надо научить детей вслушиваться в музыку, а ведь музыкальная подготовка (музыкальный слух) не у всех хорошо развита. Во-вторых, важна координация движения рук и ног. А это, опять таки, для большинства очень трудная задача. В третьих, нужно уметь остановиться с окончанием музыки. В четвёртых, надо держать дистанцию друг от друга, не сокращать круг, т.е. надо воспитывать ощущение себя в пространстве. Ходьба должна быть чёткой, ритмичной, работают руки, нельзя смотреть вниз, голову не опускать, плечи развернуть. Ходьба может быть разной: просто марш, марш с подпружиниванием, марш лёгкий под вальсовую музыку. Самое трудное во время марша выполнять какие-либо движения руками. Очень сложно идти маршем и делать на каждый шаг определённые движения руками. Ритмический бег может быть разным. Лёгкий стремительный бег, спортивный бег, широкий бег – свободный, лёгкий, широкими ногами, руки свободные. Бежать, как бы отталкиваясь от пола.

Воспитание внимания важная составляющая при занятиях с детьми. Умение поднять и руку и ногу в нужный момент. Умение слушать музыку, слышать не только характер музыки, но и различные выразительные оттенки, и двигаться согласно музыке.

Уже через полгода или год заметны изменения в детях: они раскрепощаются, у них появляется интерес к занятиям, который проявляется в «заявках» на любимые упражнения. Конечно, происходит это у всех по-разному: одни схватывают все быстро, другие медленнее, некоторые долго не могут понять, выполнить самостоятельно упражнение. Но это уже не мешает никому получать удовольствие от занятий. К концу года дети должны уметь ритмично ходить под музыку (ходьба развивает ритмичность, координацию движения рук и ног), бегать, скакать галопом, прыгать через скакалку (дети 5-6 лет). свободнее дети двигаются, тем легче они отвечают движением на музыку.

Многое зависит и от аккомпаниатора, от того, как он исполнит то или иное музыкальное произведение, ибо мы придаем своему движения тот характер, который слышим в музыке. Когда дети немного освоятся, усилия педагога направляются на качество выполнения упражнения, в первую очередь на достижение слитности движения с музыкой. Известно, что маленькие дети стараются не отстать друг от друга, стараются делать так, как делает сосед, а он может выполнять упражнение не совсем верно. Старшие же ученики знают, что надо внимательно слушать музыку, а не смотреть на соседа - музыка сама «подскажет» необходимую интонацию движения, его характер и пластику.

В начале движения должны быть простыми и естественными: ходьба, бег, прыжки, наклоны, повороты, простейшие танцевальные упражнения, движения подражательные и изобразительные (повадки зверей и птиц, человеческая деятельность, природа). Некоторым детям на первых порах мешает психическая и физическая заторможенность, плохая координация, но в процессе занятий все это постепенно снимается. Необходим индивидуальный подход к детям.

Каждый урок составляется по определенному плану, преследующему цель постепенного гармонического развития всего тела. Материал на занятиях варьируется в зависимости от успеваемости группы. Очень многое зависит от педагога, который чётко распределяет материал по времени, обращает внимание на то, что плохо даётся группе, и поэтому он предлагает больше упражнений на эту тему, но обязательно закрепляет навыки, полученные на предыдущих занятиях.

Преподаватель стоит лицом к группе и выполняет упражнения в зеркальном изображении. Для поддержания внимания детей он голосом сопровождает выполнение упражнения. Упражнение повторяется один или два раза. Иногда упражнение, или какие-то элементы показываются в исполнении одного или двух учеников, которые выполняют движение увереннее, художественнее, чем другие. Некоторые упражнения требуют предварительного разучивания отдельных элементов. Однако по мере овладения детьми материала, педагог все меньше помогает словесным обращением, только подбадриванием, стремясь, чтобы сама звучащая музыка ассоциировалась со сменой того или иного движения.

Этюды-упражнения Алексеевой зрительно кажутся легкими, но далеко не каждый может их выполнить сразу на высоком уровне. Только путем личного опыта можно убедиться в правдивости этих слов. Преподаватель должен сам освоить основные принципы методики Л. Н. Алексеевой, овладеть основными приемами, прежде чем приступить к обучению других.

Огромное наследие этого уникального педагога не может оставить равнодушными и нас, современников. Занятия по её системе продолжаются и по сей день, привлекая всё новых и новых приверженцев и поклонников.



* Э. И. Рабенек - одна из наиболее способных последовательниц А. Дункан в России, получила образование у её сестры Элизабет в Германии. По возвращении, в 1910 году открыла «Московские классы пластики».

Статья И. Е. Кулагиной, опубликованная в журнале «Учитель музыки» №2/2014 (25)


Возврат к списку