In English
 

Студия художественного движения

Публикации

«Физ-ра», или Физическая Культура?

Латинское слово «культура» означает возделывание. Культура всегда есть сознательная работа духа над собственным совершенствованием и над упорядочением всего, что окружает человека. И культура – это среда, растящая, питающая личность. Физическое воспитание неотъемлемо от интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. А в наших школах распространено невнимательное отношение к физической культуре, которая несколько пренебрежительно называется «физкультура», а иногда и «физ-ра». Это – одно из проявлений односторонности, когда систематически развивается, по сути, одна только память, в ущерб остальным человеческим проявлениям.

Что же включает в себя физическая культура? В это понятие входит культура тела, культура движения, манер и поведения.

Культура тела – это здоровье, уровень физического развития, пропорциональное телосложение, красивая осанка. Культура движения включает всю совокупность двигательных качеств, в том числе и двигательную эстетику – пластичность, ритмичность, легкость, изящество движений и двигательных умений. Движение – основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. Культура манер – норма личной и общественной гигиены, правила приличия (привычка быть чистоплотным, опрятным, аккуратным, подтянутым, учтиво приветствовать), культура окружающей среды и быта, культура одежды.

Физическая культура в самом широком своем значении необъятна и неохватна. Физическое воспитание гораздо более сложная задача, чем просто тренировка тела. И чтобы в школу пришла культура, прежде всего культуру надо дать учителю. Основой учительской профессии вообще является культура.

Наш известный педагог-ученый П.Ф. Лесгафт положил начало науки о физическом образовании как особого отдела педагогической науки. Идеи Лесгафта на много лет опередили западноевропейские исследования. Его «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888 г.) стало в дореволюционной России основополагающим в развитии отечественной системы физического воспитания и образования, а также системы подготовки соответствующих педагогических кадров. Лесгафт писал: «Разумно организованная физическая деятельность школьника содействует совершенствованию его интеллекта». Его теория физического образования неразрывно связана с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.

По мнению Лесгафта, занятия физическими упражнениями должны быть доступными, эффективными и эмоциональными. Цель гимнастики – гармоническое развитие занимающихся, всестороннее совершенствование их двигательного аппарата, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия.

Эстетики тела не существует вне эстетики движения. Человеческое тело прекрасно в движении и движением. Воспитание эстетики движения – самая трудная из всех задач. Движение человека, стиль его поведения – это сфера не только эстетическая, но и этическая. Когда мы воспитываем эстетику движения, мы параллельно воздействуем и на внутренний, духовный мир.

С этой точки зрения наиболее высокий уровень развития гимнастика получила в Древней Греции, где ценилось ее воспитательное значение. Греки возвели гимнастику в ранг искусства. Ею вдохновлялись скульпторы, ей посвящали свои трактаты греческие и римские философы, на протяжении ряда веков ее выдвигали на первое место среди физических упражнений как важнейшее средство гармонического развития человека. В Древней Греции воспитание чувства гармонии и ритма посредством гимнастики считалось обязательным и необходимым для всей жизни, независимо от того, будет ли человек впоследствии оратором, педагогом или философом.

Если обратиться к афинской просветительской практике, то конечная цель воспитательной и образовательной системы в этом обществе определялось греческим понятием калокагатия («прекраснодоброе»). В это понятие входило всестороннее интеллектуальное развитее, культура тела. В греческом языке слово « гимнастика» охватывало очень широкий круг действий, относящихся к культуре тела. В «Государстве» Платон пишет, что обучение гимнастике вместе с «мусическим» обучением начинается с детства. Там же указывается и на то, какая неразрывная взаимозависимость существовала между музыкой и гимнастикой. В диалоге «Тимей» Платон обосновывает необходимость одновременного мусического и гимнастического образования тем, что в этих условиях достигается гармоническое развитие как душевных, так и телесных сил. Воспитывают не душу, не тело, а человека.

В Греции, как говорят историки, жители отличались от всех других наций свободным, благородным видом, плавными движениями, так как с ранней юности укрепляли свои силы в гимнасиях и палестрах, где достигали гармонического развития тела.

Физические упражнения разделялись на палестрику, орхестрику и подвижные игры. Палестрика – это как бы легкая атлетика: бег, борьба, прыжки, метания. Орхестрика подразделялась на приготовительные танцы для развития легкости и ловкости движений и имитационные танцы с представлением различных душевных состояний и действий. Упражнения рук (хейрономия) содействовали большей тонкости и выразительности движений.

Подвижные игры включали в себя игру с мячом, бег, метания мяча, упражнения, развивающие ловкость. Самым любимым упражнением почти для всех возрастов была игра с мячом, в которой проявлялись ловкость и грациозность. После нее самым распространенным упражнением был бег.

Наилучшим средством развития тела и достижения идеала внутренней и внешней красоты Сократ и Платон считали танец. Древние памятники искусства, изображающие танец, сохранили до наших дней необыкновенную чистоту пластических форм и гармонию линий. Этот классический период в истории физического образования, к сожалению, мало у нас изучается.

У римлян священные игры все больше вырождались в зрелища. В римском танце уже больше формы, чем содержания. Орхестрика удержала только свой наружный облик, а внутреннюю, духовную сторону утратила. В глазах римлян танцы стали занятием недостойным. В период правления Юстиниана были закрыты древние учреждения физической культуры.

Идеал человека средневековья был далек от античного . Христианство учило заботиться о спасении души, тело следовало подчинять, а иногда и подавлять как пристанище греха. В средние века физическое воспитание стало носить военно-прикладной характер подготовки рыцарей, развития силы и выносливости. Что касается танцев, то религиозные ограничения и запреты не помешали народу плясать, а вскоре и высшее общество позаимствовало это развлечение.

Физическая культура эпохи возрождения опиралась на идеи античности и гуманизма. Правда, первые попытки гуманистов возродить гимнастику как средство всестороннего развития человека и ввести ее в учебные заведения не имели успеха. Вод влиянием возрождения и развития пластических искусств обратили внимание и на древнее искусство танца, почти исчезнувшее в средние века.

Италия эпохи Возрождения стала родиной балетных представлений. Благодаря изучению античной культуры снова стали возникать идеи, утверждавшие физическое воспитание наряду с умственным. В эпоху Возрождения в Италии возникает новая школа, «Дом радости», Витторино да Фельтре в Мантуе, общие установки которой являлись типичными для педагогики итальянского гуманизма.

Прогрессивные философы и педагоги эпохи Просвещения предлагали ввести новую систему всестороннего воспитания молодежи, стремясь выработать естественность поведения: естественную манеру держаться, естественные движения. Взгляды Руссо, Песталоцци были подхвачены буржуазной интеллигенцией в ряде стран. Обращалось внимание на то, что между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь; умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического. Ж.Ж. Руссо говорил, что величайшая тайна воспитания заключается в том, чтобы телесные и умственные упражнения служили друг другу отдыхом; «желаете образовать ум вашего ученика, упражняйте его силы, которыми ум должен управлять, развивайте настойчиво его тело, сделайте его крепким и здоровым, чтобы он стал мудрым и рассудительным». Школа должна начинать с игры и воспитывать для работы.

В конце ХVIII – начале XIX вв. появляются национальные системы гимнастики, целью которых вновь стала подготовка воина. Это немецкая и шведская системы, которые постепенно слились; французская и сокольская системы гимнастики. Сокольское движение возникло в Чехии в 1862 году и стало одним из средств объединения чешского народа в рамках национально-освободительного движения; основной задачей гимнастики было оздоровление и подготовка к войнам. Но эти гимнастики не могли удовлетворить потребность общества в физической культуре.

Значительный вклад в научное обоснование занятий гимнастикой, спортом и играми внес Жорж Демени. Он считал, что движения в немецкой и шведской системах не согласуются с законами анатомии и физиологии, в них много неестественного. В 1880 году он основал в Париже клуб рациональной гимнастики, где сам и преподавал.

В России уже упомянутый П.Ф. Лесгафт исследовал физическое воспитание с точки зрения общественной роли физической культуры. Он критиковал немецкую и шведскую гимнастику как однобокие системы. В XIX веке создается множество спортивных организаций, появляются новые формы и методы физического воспитания.

Возникновение новых гимнастических систем и нового танца (сравнительно с классическим балетом) связано с именем французского оперного певца Франсуа Дельсарта. Он является основателем науки о телесной выразительности, о человеческом теле как орудии художественной выразительности. Дельсартианские школы положили начало новой культуре движения. Дельсарт и его последователи видели основу движения в его естественности.

В начале ХХ века возникает стихийный протест против окаменевших стилизаций в различных видах художественного творчества. Возникло стремление к освобождению человеческого тела от системы «условной выразительности» как в движениях, так и в костюмах. Внешне это было связано с интересом к античности. Гармония движений, которую несли античные статуи, барельефы и росписи на вазах, красноречиво говорила о естественности, определяющей красоту. Стремление к античным образцам, поиск свободы и естественности выразительного тела нельзя не связать с именем Айседоры Дункан, представительницы новой культуры движения. Пример Дункан подействовал освобождающим образом на целый ряд художественных воль. Танец Дункан стал не только эпохой в искусстве движения, но дал толчок созданию новой гимнастики.

Одной из важнейших причин большого успеха новой гимнастики было приближение ее к искусству. В заслугу новой гимнастике надо поставить и то, что она внедрила в физическое воспитание идею духовности.

В 20-х годах, после приезда А.Дункан в Россию, у нас появилось множество студий пластики, ритмики, свободного танца. Они оказали влияние на школьное физическое воспитание, на гимнастику и спортивное движение. Новаторство Дункан в области танца естественно дополняло расцвет разнообразных видов спорта, образование всевозможных спортивных и, в частности, гимнастических обществ. Но к 30-м годам ХХ века почти все эти студии прекратили свое существование. (Об одной из студий, корни которой уходят в начало ХХ века, Школе движения Людмилы Алексеевой, рассказано в журнале «Искусство в школе», №1/2003).

Айседора Дункан пыталась создать в Москве школу, где танец был бы средством художественно-физического воспитания детей – новых людей нового мира, гармонически развитых духовно и физически. Эта школа была закрыта в 1949 году.

Нравственный смысл искусства, творчества, Физической Культуры до сих пор остается у нас далеко за рамками школьной программы. А между тем могущество нации зависит прежде всего от ее культуры, духовного здоровья, которые закладываются в детстве.

Инесса Кулагина — художественный руководитель Студии художественного движения при Центральном Доме ученых РАН, научный сотрудник ИХО РАО, г.Москвы

Статья опубликована в журнале «Искусство в школе», 1 – 2007.



Возврат к списку