In English
 

Студия художественного движения

Публикации

Терпсихора в Тавриде

Вот уже второй раз в Крыму (Тавриде), в Херсонесе (Севастополь), проводится фестиваль музыкального движения и пластического танца «Терпсихора в Тавриде». Терпсихора – это греческая богиня, муза танца. Фестиваль проводился в Национальном заповеднике «Херсонес Таврический». В фестивале участвовали четыре группы: студия музыкального движения «Айседора» при Российском университете дружбы народов (руководитель Валентина Рязанова), Вокальная студия Марии Ганешиной, студия музыкального движения и импровизации «Гептахор» под руководством Аиды Айламазьян и Студия художественного движения при Центральном Доме ученых РАН (художественный руководитель Инесса Кулагина).

Древнегреческий город Херсонес Таврический имеет двухтысячелетнюю историю. Город был основан в VI веке до н.э. выходцами из греческого города Гераклеи на южном берегу Черного моря. Он сыграл огромную роль в жизни множества народов: греков и скифов, римлян и сарматов, готов и гуннов, византийцев и русичей. «Кусочком цивилизованной Эллады, заброшенным на край света,» назвал Херсонес русский писатель Виталий Полупуднев.

Зачем греки переселились из Эллады? Это была «великая греческая колонизация». В новых городах греки воспроизводили привычную им модель государства. Восток Таврии начали осваивать ионийцы. Любимым богом ионийцев был покровитель муз Аполлон. Запад Таврии осваивали дорийцы. Самым могущественным государством дорийцев была Спарта, где царила военная дисциплина, и почитали дорийцы более всех бога громовержца Зевса. Херсонес Таврический основали дорийцы. Новые земли им пришлось отвоевывать у тавров – это первый известный народ на южном берегу, который жил уже в X – IX веках до н. э. Тавры дожили до новой эры, а потом исчезли.


Терпсихора в Тавриде 2007

Херсонес был основан в 528 году до н.э. и стал одной из последних греческих колоний в Северном Причерноморье, культурным центром всего западного побережья Крыма. Крупный город-порт был окружен мощными стенами. Жителей называли херсонеситами. Херсонеситы занимались виноградарством, виноделием, гончарным ремеслом, ткачеством. Археологические раскопки говорят, что жители города знали геодезию, архитектуру и агрономию, были знакомы с математикой, физикой, философией. Месторождений мрамора в окрестностях Херсонеса нет, поэтому здания были выстроены из местного бело-желтоватого известняка. Херсонес был самым эллинским городом в Северном Причерноморье.

Самая загадочная богиня херсоноситов – Дева. Это была богиня тавров, и греки верили в существование божественной покровительницы тавров. Ей посвящали храмы и чеканили ее изображение на монетах. Греки воспринимали Деву как хозяйку здешних мест, которую необходимо задобрить. С тех пор Дева стала богиней Херсонеса, его главной покровительницей и защитницей. Греки отождествляли Деву с богиней охоты Артемидой. Почитаем был и бог Дионис. В степях с VII века до н.э. жил самый знаменитый кочевой народ древности – скифы. Во II веке до н.э. они стали нападать на Херсонес. Херсонеситы заключили договор с Римом и получили широкую автономию под протекторатом Рима. Этот союз длился пять веков и переживал невиданный экономический подъем.

В V веке автономия была упразднена, и его земли включены в состав Византии, город стал называться Херсоном. Античный период в истории древнего города завершился. Император Юстиниан организовал в Херсоне строительство красиво и богато украшенных церквей – базилик. А с VIII- IX веков стали строить крестовокупольные церкви. Это стало основной формой православного церковного сооружения. До конца своей истории Херсон был центром христианской епархии.

На рубеже античности и средневековья (VI – VII вв н.э.) облик Херсонеса стал меняться. Были разрушены античные храмы. Вдоль морского побережья строят большие базилики. Базиликой называлась самая ранняя форма христианского храма, в переводе с греческого «царский дом».

В 988 году Херсон был взят киевским князем Владимиром, здесь он принял крещение и венчался с византийской принцессой. Отсюда на Русь пришло христианство.

Триста лет руины Херсонеса пребывали в забвении. И только с основанием Севастополя в 1783 году началась вторая жизнь древнего города. Первые раскопки в Херсонесе были произведены по приказу командующего Черноморским флотом адмирала А. Грейга мичманом Н.Крузе в 1827 году и продолжаются до сих пор.

Херсонесский античный театр был открыт в 1954 году. Он расположен на склонах глубокой балки, создавших когда-то естественный полукруг, очень удобный для размещения древнегреческого театра. Театр по меркам античного мира был небольшим. Он мог принять 1000 зрителей. Херсонеситы воздвигли его в эпоху наивысшего расцвета города, на рубеже IV- III веков до н.э. На склонах холма полукругом разместили скамьи для зрителей – 12 рядов каменных скамеек. Зрители приносили с собой подушечки, набитые шерстью (сейчас кладут деревянные доски). Внизу, на дне балки, находилась полукруглая площадка – орхестра. На ней во время представления размещались музыканты и хор. От зрителей орхестра была отделена невысоким полукруглым барьером. Представления длились весь день, а театр был расположен так, что солнце освещало его с утра до вечера. Театр был не только местом театральных представлений, но и центром общественной жизни. В I веке н.э., когда Херсонес перешел под протекторат Рима, театр был еще и цирком, где проходили жестокие римские забавы – бои гладиаторов и травли диких зверей.

В конце IV века новой эры христианство стало государственной религией Римской империи, представления стали запрещаться, театр забросили, и на его руинах были выстроены жилые усадьбы и два христианских храма: маленький – на месте орхестры, а большой – рядом.

Очень заметное сооружение, которое является и символом Херсонеса, - это руины базилики на берегу моря, по дате открытия называющейся «Базилика 1935 года». Она была сооружена в IV- XI веках. Более всего базилика известна своими колоннами.

Вот в этой прекрасной обстановке и проходил фестиваль.

Первый день фестиваля открывался классикой. Г.-Ф. Гендель, тридцать первая вариация из Чаконы, переложение для женского хора А. Денисовой и М. Ганешиной, финальный хор из кантаты « Oh, come chiare e belle» и др. (Ария с вариациями E-dur, композиция «Полотно Психеи», ария Альмирены из оперы «Ринальдо») в исполнении студии «Гептахор» и «Вокальной студии Марии Ганешиной». Вокальная студия принимала участие в фестивале впервые, и это придало ему широту, масштабность. Великолепно звучали голоса хора и солисток Анастасии Макаровой и сестер Анастасии и Валентины Фокиных. Примечательно, что это действо происходило под живой аккомпанемент, живой звук, партии фортепиано исполняли А. Денисова и Т. Конева. Открытая площадка, голос и музыка разносились по округе, уходили вверх, в пространство. Акустика великолепная. Понимаешь, как хорошо был слышен голос в античные времена, когда в этом театре проходили представления.


Терпсихора в Тавриде 2007

Студия художественного движения представила пластическую композицию «Прощание с Эвридикой» на музыку оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика» в постановке Л. Алексеевой. Пантомимические сцены были созданы Людмилой Алексеевой в 1940 году для театра-оперы И. Козловского. Хор девушек оплакивает смерть своей подруги, ритуальным жестом они показывают на могилу, где лежит Эвридика. Движениями рассказывают о том, что она умерла, укушенная змеей, и они пришли проститься и возложить цветы. Три девушки рассказали своими движениями о жизни человека. Одна изображала парку (нимфу), которая разматывает нить – нить жизни, другая сматывает ее в клубок, а третья в конце обрезает эту нить, и жизнь человека обрывается.

Далее шел героический блок на музыку К. Черни, представленный студией «Гептахор»; «Пиррический танец» на музыку С. Прокофьева и «Порыв» на музыку Р. Шумана в исполнении Студии Художественного движения.

«Пиррический танец» на музыку С. Прокофьева был сочинен Л.Алексеевой в 1938 году. Этот танец древних греков изображает воинов, танцующих пирриху – древний боевой танец, пришедший в Элладу в острова Крит в IV в. до н.э. Танец воспроизводит бой, построения, нападение и защиту щитом, стрельбу из лука. Выражается воинская доблесть, ликование по случаю победы. Одевали пурпурно-красные одежды. Многие исследователи считают, что воинские пляски (их отличала организованность, ритмичность, слитность, одушевленность) были вершиной танцевального творчества. Типичная пирриха – массовая. Юноши прыгали, защищались мечом от противника, состязались в метании копья и дротика.

Третья часть, романтическая, на музыку И. Брамса, Р. Шумана и П. Чайковского была представлена студией «Айседора». И закончился концерт вальсом И. Штрауса «Розы Юга» в исполнении Студии художественного движения. Этот номер был поставлен самой А. Дункан для своих шести учениц, которых она впоследствии удочерила и дала им свое имя, восстановлен у нас в России в 1993 году ученицами Московской студии Дункан Еленой Терентьевой и Кэрол Пратл.

Второй день открывался выступлением студии «Айседора». В лучах заходящего солнца девушки в белых развевающихся одеждах танцевали греческий танец. Они продемонстрировали основной смысл школы движения – выражать музыкально –эмоциональный замысел движением, координированным импульсом музыкального восприятия. Новыми в этот день были «Египетская фреска» на музыку этюда С. Хеллера и «Дискобол» на музыку этюда К.Черни в исполнении Студии художественного движения. Главная исполнительница Татьяна Недачина, в золотом костюме с египетским орнаментом, была окружена четырьмя ученицами; их позы, взятые с египетских фресок, менялись в процессе движения солистки.

Заканчивался второй концерт очень зрелищным выступлением студии «Гептахор». Вторая часть «Весны священной» И. Стравинского в постановке Аиды Айламазьян. «Весну» ставили очень многие танцевальные коллективы по всему миру. Данная постановка ближе всего к постановке В. Нижинского 1913 года. Но если у Нижинского сам Стравинский отхлопывал в ладони ритм, так как артисты не могли уловить его и сбивались (в дальнейшем была приглашено для этой роли ученица Ж. Далькроза Мари Рамбер), то ученицы «Гептахора», воспитанные в традициях школы музыкального движения С. Рудневой, не нуждались в этом - все было очень музыкально.

Уже смеркалось, на руинах большого храма юноша, одетый в красную тунику, зажег живой огонь и действо началось. Основа постановки – ритуальное жертвоприношение избранницы в ожидании дождя. Концовка постановки, яростная, сильная, - бег девушек с факелами. Эта постановка – одна часть из триптиха, задуманного художественным руководителем проекта А. Айламазьян.

Что же привело участников в этот прелестный греческий уголок? Почему фестиваль «Терпсихора в Тавриде» проходил именно в этом месте, на площадке древнего греческого театра, можно понять, если обратиться к истокам возникновения студий, принимавших участие в этом фестивале.

В начале XX века, после успешных гастролей в России Айседоры Дункан, создавались студии и частные школы пластического танца. Ее творчество явилось толчком для развития живописи, архитектуры, поэзии, а также танца. Танца свободного, пластического, своими корнями уходящего в Древнюю Элладу, исповедующего принципы античного искусства. Студии музыкального движения и Студия художественного движения пронесли идеи основателей своих школ сквозь гонения и трудности. Студия художественного движения опирается в своей работе на принципы школы гармонической гимнастики и танца Людмилы Алексеевой, созданной в начале XX века. После закрытия частных студий в 20-х гг. прошлого столетия Л. Алексеева, почти отказавшись от концертной деятельности, углубилась в преподавательскую и нашла приют в Доме ученых.

Студии музыкального движения работают по методу Серафимы Рудневой, которая в начале XX века вместе с другими танцовщиками создала студию «Гептахор» - танец семи.

Открытие фестиваля «Терпсихора в Тавриде – II» и мастер-классы проходили во внутреннем дворике Галереи современного искусства «Зеленая пирамида». Танцующие девушки на зеленой лужайке в разноцветных туниках, освещенные солнцем, - зрелище очень красивое и интересное, соответствующее всей атмосфере Херсонеса.

В рамках фестиваля были выставлены живописные работы «Эхо» Зои Шубиной, члена Московского Союза художников, и фотографии «Античный облик танца» фотографа Алексея Бражникова.

Инесса Кулагина — художественный руководитель Студии художественного движения при Центральном Доме ученых РАН, научный сотрудник ИХО РАО, г.Москвы

Опубликовано в журнале «Искусство в школе», 1-2009


Возврат к списку